рождаются, живут и умирают.
Мы их помним такими, какими они были при нас.
(RX3AKT)
Мои сторожевики и эсминцы.
Эсминец проекта 31
«БЕСШУМНЫЙ» : [зав/номер 1112]; с 1.10.1985 г. УТС-538. Зачислен в списки ВМФ 15.03.1950 г.; заложен 31.10.1950 г. на ССЗ №445; спущен на воду 31.05.1951 г.; введён в строй 30.11.1951 г.; вошёл в состав КЧФ 31.12.1951 г.; в период 1959–1960 гг. модернизирован и перестроен в Николаеве по пр.31; в период с 15.06 по 24.09.1961 г. совершил переход по Севморпути из Североморска на Дальний Восток и 26.09.1961 г. переведён на КТОФ; 15.06.1979 г. разоружён и исключён из состава ВМФ; 1.10.1985 г. снят с прикола и превращён в УТС; в сентябре 1994 г. окончательно исключён из списков ВМФ и впоследствии разделан на металл (у нас говорят: «переплавили на иголки»).
Сторожевые корабли (СКР) Проекта 35
Тактико-технические данные
Водоизмещение, т:
|
стандартное:
|
940
|
полное:
|
1136
|
Размеры, м:
|
длина:
|
82,4
|
ширина:
|
9,1
|
осадка:
|
3 (габаритная - 5,84)
|
Скорость полного хода, узлов:
|
31 (Узел это морская миля в час. Морская миля равна 1862,2… метра)
|
Дальность плавания:
|
2400 миль (14 уз), 1400 миль (18 уз), 500 миль (30 уз)
|
Автономность, сут:
|
10
|
Силовая установка:
|
1х18000 л.с., ГТУ Д-3, 2х6000 л.с., дизеля 61Б, 1 ДГ 200 кВт, 1 ДГ 100 кВт
|
Вооружение:
|
2х2 76 мм АК-726 – СУ «Фут-Б»
1х5 400 мм ТА – 5 торпед
4х12 РБУ-6000 «Смерч-2» (120 РГБ-60) – ПУСБ «Буря»
2 бомбосбрасывателя (12 ГБ ББ-1)
|
РТВ:
|
РЛС общего обнаружения «Фут-Н», НРЛС «Дон», РЛС РТР «Бизань-4Б», ГАС МГ-312 «Титан», МГ-311 «Вычегда»
|
Экипаж, чел:
|
96
|
Сторожевые корабли проекта 35 - Общий вид
(Это тот, что на фотке зимой в шинельке на палубе…)
СТОРОЖЕВЫЕ КОРАБЛИ ТИПА «ГОРНОСТАЙ»
Проект 50 • Riga class
(построено 68)
Проект 50 - мои ровестники. Два из них – родные.
«ПИНГВИН» , [з/н 46]. 14.3.1953 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 10.9.1953 г. заложен в цехе ССЗ № 199 в Комсомольске-на-Амуре; спущен на воду (выведен из дока) 13.8.1954 г.; вступил в строй 31.12.1954 г. и 15.1.1955 г. включен в состав ТОФ; в период с 19.12.1979 г. по 14.4.1980 г. и с 15.11.1984 г. по 12.10.1987 г. на СРЗ в б.Окоча проходил средний и капитальный ремонт; 25.6.1988 г. исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации; 1.10.1988 расформирован.
«ГЕПАРД» , [з/н 47]. 1.6.1953 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 21.12.1953 г. заложен в цехе ССЗ № 199 в Комсомольске-на-Амуре; спущен на воду (выведен из дока) 13.8.1954 г.; вступил в строй 31.12.1954 г. и 15.1.1955 г. включен в состав ТОФ; в период с 13.12.1968 г. по 26.7.1970 г. на Северном СРЗ в Советской Гавани и c 21.12.1979 г. по 15.12.1980 г. на СРЗ в б.Окоча проходил средний ремонт; 31.5.1984 г. исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации; 1.5.1985 г. Расформирован
В результате доработки первоначального проекта сторожевого корабля (СКР) данного типа, антенна РЛС «Залп» наведения орудий главного калибра расположена на гиростабилизированном посту оплического визира – дальномера. Этот боевой пост, надстройка похожая на полукруглую шляпку грибка с тонкой ножкой. В его, и без того тесном объеме, дополнительно разместили здоровенный блок передатчика на магнетроне и приемник с первым гетеродином на клистроне. Такое решение позволило до минимума сократить потери в волноводе от приемной вращающейся головки (кронштейн, нависающий над зеркалом антенны). Вращение рупорной антенной головки обеспечивало горизонтальное сканирование луча радиолокатора
Артиллерийская радиолокационная станция «3алп»
В 50-е годы Военно-Морской Флот вооружался большими и малыми кораблями новых проектов с высокими скоростью хода, мощностью и дальнобойностью артиллерийского, торпедного оружия, с новыми средствами обнаружения и пеленга надводных целей, приборами управления артиллерийским и торпедным огнем. Могущество флота значительно повышалось и обеспечивало выход кораблей на океанские просторы.
Для новых кораблей класса «крейсер» и «эсминец» в эти годы было разработано новое радиолокационное оборудование.
Одной из вновь созданных станций явилась артиллерийская РЛС главного калибра «Залп», разработанная в 1948–1950 гг. согласно постановлению Совета Министров СССР.
Тактико-технические требования предусматривали:
дальность обнаружения надводных целей – в соответствии с формулой прямой видимости;
определение дальности до целей, своего курсового угла и величины отклонения от цели, координат падения снарядов по дальности и углу с передачей их в систему ПУС;
диапазон волн – сантиметровый;
мощность излучения – 65–70 кВт.
При разработке станции была предусмотрена возможность дублирования ее работы торпедно-артиллерийской РЛС типа «Заря» (и наоборот) и совместная работа с оптическими приборами корабля (измерение дальности с помощью РЛС, своего курсового угла – оптическим визиром).
Отвинчивать многочисленные болты верхнего полукруглого колпака для ремонта антенны, на ветру, на высоте, при качке – это было что то!
Использование радиоволн наиболее короткого – сантиметрового диапазона обеспечило обнаружение надводных целей на больших дальностях и высокую точность определения координат.
После походов в тропики, где постоянная жара и влажность, матерчатые кембрики – изоляторы проводов монтажа ламповой схемы этой станции, обрастали толстым слоем плесени. Она давала замыкания в самых неожианных местах. Ремонт превращался в гонку – что быстее, произойдет новое замыкание или я отремонтирую старое.
Антенная система была стабилизирована по трем осям (по бортовой и килевой качкам, по рысканию, по данным корабельной гировертикали), что обеспечивало устойчивый прием сигналов при значительном волнении моря и упрощение решения задачи стрельбы.
Система индикации (индикаторы типа В) обеспечивала станции надежное определение точности попадания снарядов.
Станция имела высокую эксплуатационную надежность, а унификация основных ее радиоблоков и включение в них сервисной аппаратуры упрощало проверку режимов и настройку станции в целом.
В сентябре – ноябре 1950 г. станция «Залп» проходила государственные испытания на эсминце «Бесстрашный» Черноморского флота под руководством главного артиллериста ВМФ А. А. Сагояна с участием руководителя разработки И. И. Бакулова, его заместителей начальника главка промышленности Л. И. Соловьева и офицеров флота Г. А. Перова, Г. М. Латинского и М. И. Гликина.
Государственные испытания подтвердили заданные требования ВМФ и показали, что отклонения снарядов от цели можно было наблюдать на дистанциях, составлявших 80–85% максимальной дальности полета снаряда.
В 1951 г. второй и третий комплекты РЛС «Залп» проходили аналогичные испытания на крейсере «Яков Свердлов» Балтийского флота и подтвердили ранее полученные результаты на эсминце «Бесстрашный». Впервые в практике применения РЛС было установлено, что радиолокация обеспечивает определение угловых координат с не меньшей точностью, чем оптические визиры корабля.
На основании результатов государственных испытаний станция «Залп» была принята на вооружение и поставлена на серийное производство.
За создание станции ведущие инженеры разработки И. И. Бакулов, А. П. Беляков, В. С. Жданов, С. Ф. Комаров, А. П. Малиевский, Л. В. Некрасов, Ф. Н. Черных, начальник главка Л. Н. Соловьев и офицер флота Г. А. Перов были удостоены Государственной премии СССР.
Схема расположения боевых постов эскадренного миноносца
1 — стартовая установка берегового ракетного комплекса (БРК); 2 — стартовая установка ЗРК; 3 — стартовая установка поотиво-лодочного ракетно-торпедного комплекса (РТК); 4 - антенна гидролокационной станции (ГЛС); 5- погреб боезапаса РТК-6-погреб боезапаса ЗРК; 7 - погреб боезапаса БРК; 8 — станция размагничивания; 9 - центральный пост управления оружием-' 10 - котельные отделения; 11- машинные отделения; 12 - погреба артбоеприпасов; 13 - минные погреба (бортовые)- 14 - ачгар вертолета; 15 — химический пост; 16 — буксируемая ГЛС; 17— каты глубинных бомб; 18 — реактивный бомбомет ГБ- 19- аварийные генераторы; 20 - артиллерийские башенные установки; 21 - антенные посты управления огнем ЗРК' 22 - обтекатет антенн РЛС дальнего обнаружения воздушных целей; 23 - мачты-трубы; 24 - антенны РЛС обнаружения воздушных целей- 25 — антенна навигационной РЛС; 26 — антенны РЛС обнаружения надводных целей; 27 - боевой информационный пост 28- ходовой мостик корабля; 29 — посты управления кораблем; 30 — торпедные аппараты; 31 — торпедные погреба'
Еще были «Иркутский комсомолец» и «Дальневосточный комсомолец». Но, о них потом.
Сергей Макаркин RX3AKT
31.10.2010
|